Специальная оценка условий труда (СОУТ)

В 2015 ГОДУ ВВЕДЕНА НОВАЯ СИСТЕМА РАЗМЕРОВ ШТРАФОВ ЗА НАРУШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА, А В ЧАСТНОСТИ ЗА НЕПРОВЕДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА, ЗА ОТСУТСТВИЕ ОБУЧЕНИЯ И ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА.

С 1 Января 2014 года в Российской Федерации действуют новые правила оценки и контроля условий труда рабочих мест работодателей.На смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда.

Нововведения регламентированы вступлением в силу Федерального закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О специальной оценке условий труда».

Специальной оценке условий труда подлежат все рабочие места работодателя.

Основные цели проведения специальной оценки условий труда
  • оценка соответствия условий труда на рабочих местах государственным требованиям охраны труда;
  • мониторинг условий труда (производственный контроль) на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда (гигиеническая оценка);
  • установление работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством;
  • освобождение работодателей от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам, если условия труда соответствуют государственным требованиям и стандартам охраны труда.

Подготовка к проведению специальной оценки условий труда

  • Работодатель образует комиссию по специальной оценке условий труда.
  • Комиссия утверждает график проведения специальной оценки условий труда.
  • Комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда.
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
  • Идентификация проводится экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда.
  • Идентификация проводится в отношении всех рабочих мест работодателя, за исключением мест, приведенных в части. 6 Статьи 10 Федерального закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О специальной оценке условий труда».
Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов
  • Все идентифицированные вредные и (или) опасные производственные факторы, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям.
  • Принятие решения о возможности использования и интерпретации данных производственного контроля, полученных не позднее чем за 6 месяцев до проведения спец. оценки).
  • По результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам условий труда.
  • В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты класс условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

  • В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, оформляется декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
  • Декларация действует в течение 5 лет при условии отсутствия возникновения случаев указанных в части. 5 Статьи 11 Федерального закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О специальной оценке условий труда».
  • По истечении срока действия декларации и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в части 5 Статьи 11 Федерального закона срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

Результаты проведения специальной оценки условий труда

  • Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о проведении специальной оценки условий труда.
  • Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.
  • Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
  • Работодатель в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда.

Периодичность и сроки проведения СОУТ

Законом предусмотрено, что специальная оценка условий труда на вновь созданных рабочих местах (а также после реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни факторов производственной среды и трудового процесса) должна быть проведена в течение 6-ти месяцев с момента создания рабочего места или изменения в условиях труда.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

В отношение рабочих мест, для которых была составлена декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, при отсутствии за период действия декларации оснований для проведения на этих рабочих местах внеплановой специальной оценки условий труда, а также несчастных случаев с работниками и профессиональных заболеваний срок действия декларации продлевается на очередные 5 лет.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Специальная оценка условий труда влияет на страховые тарифы в пенсионный фонд, так как в зависимости от класса условий труда присваивается страховой тариф, и если при оптимальных и допустимых условиях он будет равен 0%, то при классе 4 это будет уже 8%. 

Вы можете уменьшить свои расходы и профинансировать проведение СОУТ за счет страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.  

За отсутствие или не проведение специальной оценки условий труда предусмотрены штрафы статья 5.27 КоАП: От 60 000 – 80 000 рублей на юр.лицо, а так же от 5 000 до 10 000 рублей на должностных лиц.

Штрафы и ответственность

Для юридических лиц предусмотрен административный штраф от 30 000 до 50 000 рублей за нарушение требований законодательства об охране труда (ст. 5.27. КОАП РФ), также по решению инспектора возможна приостановка деятельности предприятия на срок до 90 дней.

С 1 января 2015 года:

За нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение для юридических лиц предусмотрен административный штраф от 50 000 до 80 000 рублей (ст. 5.27.1. КОАП РФ), а повторно - от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 рублей(часть 23 статьи 19.5. КОАП РФ).

Этапы проведения СОУТ

Этап 1
После выбора специализированной организации и заключения с нею соответствующего договора работодателем создается комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.

В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

При проведении у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства, специальной оценки условий труда в состав комиссии включаются работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

Этап 2
Комиссия утверждает подготовленный представителями специализированной организации, участвующей в проведении специальной оценки условий труда, перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест. Готовится перечень рабочих мест как правило ещё на преддоговорной стадии на основании представляемых Вами данных для расчета стоимости услуг.

Этап 3
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией. Как правило, потенциально вредные производственные факторы бывают полностью идентифицированы на этапе преддоговорной работы и результат их идентификации уже содержится в договоре в виде перечня планируемых измерений и оценок на рабочих местах.

Этап 4
В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся.

В отношении таких рабочих мест нами составляется декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и далее подается работодателем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения.

В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов в порядке, установленном статьей 12 настоящего Федерального закона. Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда (как правило ещё до подписания договора).

Этап 5
Мы анализируем перечень Ваших рабочих мест и запрашиваем у Вас, так называемые, "исходные данные", которые как правило включают в себя сведения: об уже предоставляемых работникам льготах и компенсациях (досрочный выход на пенсию, доплаты, дополнительный отпуск, молоко и/или лечебно-профилактическое питание, сокращенная продолжительность рабочего дня/недели); об организации инструктажей и обучения по охране труда, электробезопасности; об обеспечении работников стредствами индивидуальной защиты; об организации первичных и периодических медицинских осмотров работников; о половом и возрастном составе персонала; режиме труда и отдыха (в том числе о сменности, регламентированных перерывах и т.п.); об имевших место несчастных случаях и профзаболеваниях. Эти сведения необходимы для составления объемной документации по результатам специальной оценки условий труда.

Этап 6
Проводятся инструментальные измерения и оценки уровней вредных производственных факторов на рабочих местах (например: химический фактор, параметры микроклимата, световой среды, уровень шума, вибрации, оценка тяжести, напряженности трудового процесса, травмоопасности рабочих мест и т.д.).

Этап 7
Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:

  • сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда;
  • перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
  • карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
  • протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 Федерального закона (при наличии такого решения);
  • сводная ведомость специальной оценки условий труда;
  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;
  • заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Этап 8
Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.

При необходимости по результатам рассмотрения отчетных документов членами комиссии в материалы специальной оценки условий труда вносятся уточнения, после чего работа завершается, а сведения о её результатах передаются нами в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Организация проведения специальной оценки условий труда

  • Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на заказчика;
  • Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти;
  • Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов.

Декларирование соответствия условий труда

Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда:

  • По результатам идентификации вредных и опасных факторов производственной среды;
  • Оформляется работодателем – регистрируется в Государственной Инспекции Труда;
  • Срок действия - 5 лет (при отсутствии несчастных случаев – продлевается еще на 5 лет).

Результат проведения специальной оценки условий труда

По результатам проведения специальной оценки условий труда составляется отчет, в который включаются следующие результаты проведения СОУТ:

  • сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным статьей 19 ФЗ N426 требованиям;
  • перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
  • карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
  • протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 ФЗ N426 (при наличии такого решения);
  • сводная ведомость специальной оценки условий труда;
  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;
  • заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда. 

Скачать бланк декларации соответствия условий труда и образец заполнения:

1. Декларация соответствия условий труда.doc

2. Образец заполнения декларации соответствия условий труда государственным нормативным.doc